Головна » Файли » Уроки » 10 клас

Назначение и использование основных математических, статистических, логических функций табличного процессора. Практическая работа
[ Викачати з сервера (1.03 Mb) ] 04 Лютого 2013, 14:21

Тема: Назначение и использование основных математических, статистических, логических функций табличного процессора. Практическая работа №5 «Анализ данных при помощи функций табличного процессора».

Цель урока: Продолжить знакомить учащихся с основными видами функций, дать понятие о практической значимости их использования в различных предметных областях; отработать на практике правила ввода статистических, логических функций. Развивать навыки ввода данных в таблицу, приёмы работы с элементами табличного процессора, умение анализировать, выделять главное, сравнивать; стремление к самостоятельности в достижении положительного результата; рефлексические способности учащихся. Формировать научное мировоззрение учащихся, стремление к приобретению новых умений; активность познавательной деятельности.

Тип урока: изучение нового материала с практическим закреплением.

Форма проведения урока: лекция, практическая работа за компьютером.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, эвристический.

Оборудование и программное обеспечениеПерсональные компьютеры, проектор, ноутбук, программы: Microsoft Office Excel 2007, Microsoft Office PowerPoint 2007.

Дидактические материалыПрезентация к уроку (Статистические_логические_функции_Excel.xlsx); тестовое задание (Тест.xlsx); заготовки с примерами таблиц в программе Excel (Примеры.xlsx), заготовки с заданиями для практической работы в программе Excel (Практическая работа_5.xlsx); печатные материалы (Приложение 5): инструкции к практической работе, таблицы для заполнения на уроке, карточки для самоанализа.

Ход урока

                   I.          Организационный момент. (1 мин.)

На каждом рабочем месте подготовлены печатные материалы. На ПК учащихся скопированы папки с электронными материалами к уроку.

Приветствие. Сообщение темы урока (записать в тетрадь).

                II.          Актуализация опорных знаний. (5 мин.)

На предыдущих уроках вы познакомились с назначением, структурой табличного процессора Excel, узнали о типах данных, которые обрабатываются в его среде. Давайте вспомним основные понятия, изученные ранее.

Наряду с множеством полезных инструментов автоматизации обработки данных, табличный процессор содержит управляющие элементы, пример использования которых вы увидите, выполнив тестовое задание.

Инструктаж по ТБ.

Откройте файл Тест.xlsx

Инструкция к выполнению тестового задания за ПК.

Выставить оценку за тест в карточку самоанализа.

             III.          Мотивация учебной деятельности. (1,5 мин.)

Эпиграфом к этому уроку я выбрала слова Ады Августы Лавлейс (кто это?):

«Вычислительная машина может

гораздо больше, нежели человеческий ум.

Умейте этим пользоваться».

Безусловно, компьютер занимает важное место в жизни человека. Применение компьютера позволяет облегчить работу. Табличный процессор Excel – самый популярный на сегодняшний день табличный редактор. Он позволяет легко оперировать с цифрами, строить математические модели по имеющимся табличным данным. Основным инструментом анализа данных является формула. В состав формул могут входить операторы и операнды.

Операторы – знаки арифметических действий, знаки сравнения и т. д.

Операнды – переменные, константы (числовые и текстовые данные), адреса ячеек, а также функции.

Встроенные функции используют для облегчения работы с формулами в программе Excel.

Функции – это инструмент для сокращённой записи формул, которые выполняют действия над своими аргументами.

Количество различных функций, которые можно использовать в формулах, очень велико и может варьироваться в различных версиях табличных процессоров. (≈320 встроенных функций. Простейший способ получения полной информации о любой из них заключается в использовании меню Справкаs)

Все они для удобства выбора и обращения к ним объединены в группы, называемые категориями: математические, статистические, текстовые, логические, финансовые, функции даты и времени и др.

Цель нашего урока – познакомиться с основными видами математических, статистических, логических функций, а также отработать на практике правила их ввода для анализа данных в различных предметных областях.

                   I.          Изложение нового материала. (15 мин.)

Для понимания сути анализа данных необходимо рассмотреть такое понятие, как математическая статистика.

Математическая статистика – наука, занимающаяся методами обработки экспериментальных данных, полученных в результате наблюдений над случайными явлениями.

Математическая статистика при решении своих задач опирается на размышляющий, оценивающий, составляющий аппарат экспериментатора.

При этом решают следующие задачи:

8 описание явлений – упорядочить статистический материал, представить в удобном для экспериментатора виде (таблица, график, диаграмма);

8 анализ и прогноз – приближенная оценка интересующих числовых событий (средняя, дисперсия) и погрешности этих величин;

8 выработка оптимальных решений – в результате возникает задача проверки правдоподобности гипотез, решением которой является принятие или неприятие выдвинутой гипотезы.

Рассмотрим некоторые статистические функции (при рассмотрении отдельных функций учащиеся заполняют розданные таблицы).

Рассмотрим Пример 1. (функция НАИБОЛЬШИЙ)

Пример 2. (функция СЧЁТЕСЛИ)

Пример 3. (функция СТАНДОТКЛОН)

Вывод: статистические функции позволяют обрабатывать результаты социальных исследований, физических, химических экспериментов, когда необходимо обработать большой массив однотипных данных, выполнить статистических анализ данных, определить тенденцию развития определённого процесса.

Иногда решение поставленной задачи зависит от выполнения определённых условий. Для её решения используют логические функции. Рассмотрим некоторые из них (продолжение работы с таблицей).

Пример 4. (вложенная функция ЕСЛИ)

Вывод: при необходимости решения задачи одним из вариантов, в зависимости от выполнения (или невыполнения) условия применяют логические функции.

Упражнения для глаз. (2 мин.)

V. Практическая часть. (15 мин.)

Инструкции к практической работе находятся на рабочих местах.

Перед началом работы – краткое объяснение учителя с демонстрацией ожидаемых результатов.

Задание №2 – объединено с рефлексией.

Опережающее обучение – демонстрация диаграммы в задании №2.

Оценивание работы. Оценки выставляются в карточку самоанализа после проверки каждого задания учителем.

                II.          Итоги урока. (2-3 мин.)

Сегодня на уроке мы:

1.    Познакомились со статистическими и логическими функциями.

2.    Рассмотрели примеры анализа данных с помощью встроенных функций табличного процессора.

3.    Отработали на практике правила ввода функций.

Вывод: использование встроенных функций табличного процессора Excel позволяет автоматизировать обработку больших диапазонов данных, выполнять однотипные сложные расчёты над большими наборами данных, сокращает время анализа данных и оптимизирует работу в различных предметных областях.

             III.          Домашнее задание. (2-3 мин.)

1.    Составить в среде табличного процессора Excel кроссворд на тему стандартных функций.

2.    Написать небольшую сказку или стихотворение о табличном процессоре Excel.

(Демонстрация примеров).

Категорія: 10 клас | Додав: Helena_Sim
Переглядів: 11252 | Завантажень: 203 | Рейтинг: 5.0/1
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]